🧩Консультация для родителей «Стереотипное поведение у детей с аутизмом»


Расскажем о том, как детей с расстройствами аутистического спектра ( РАС) привлекают однообразные, повторяющиеся действия - стереотипии.
Стереотипное поведение — один из характерных симптомов расстройств аутистического спектра (РАС). Оно проявляется в стремлении к однообразию и постоянству, а также в требовании неизменности окружающего мира.
Некоторые виды стереотипов в поведении аутичных детей:
📍Двигательные. Бег по кругу, раскачивания, кружение, хождение и пробежки на цыпочках, взмахи руками и потряхивание ими перед глазами, верчение пальцами, прыжки на прямых ногах.
📍Действия с предметами. Ребёнок может их трясти, перебирать, стучать, облизывать, подносить к носу или глазам, постоянно держать в руках одинаковые предметы, выстраивать ряды или другие однотипные конструкции.
📍Речевые. Повторение одних и тех же звуков, слов, фраз, стереотипные навязчивые вопросы, которые часто не связаны с конкретной ситуацией.
Особые пристрастия и интересы. Например, «застревание» на ощущениях от бликов, движения, мелькания, переливания воды, звучания, фактуры поверхности, особый интерес к геометрическим формам, цветам, цифрам, календарям, картам, схемам, захваченность какой-то темой.
Стереотипные действия — защитная реакция в ответ на постоянно меняющийся внешний мир, поэтому свести их к нулю невозможно. Однако эти повторяющиеся паттерны поведения можно использовать для обучения и социализации ребёнка.
Некоторые методы коррекции стереотипного поведения:
✅Переключение. Вместо стереотипии предлагают ребёнку другую деятельность, не вызывающую у него отторжения.
✅Замещение. Основной принцип — замена более социально приемлемым стереотипом, близким по характеру действий.
✅Трансформация. Ребёнок совершает в принципе те же самые действия, но они обретают новый смысл.
✅Наработка гибкости. К знакомым ребёнку стереотипиям постепенно добавляют новые.
#неделяаутизма